f_famar (f_famar) wrote,
f_famar
f_famar

Category:

"Осень" Андрея Смирнова


Я редко пишу, не люблю писать об отечественном кино. Это несправедливо. Есть небольшой процент прекрасных фильмов, если оставить в стороне многая обиды на совок.
"Осень", кстати, к прекрасным не относится. Как бы не пыжился своим аристократизмом Смирнов - он режиссёр не мирового уровня. Имхо, высокого местного.
"Осень" - фильм неровный. Он очень приятен визуально, удивляет мягкой операторской манерой (оператор - А. Княжинский, знаменитое имя, будем знакомы).
Такое ощущение, что замысел фильма оператор прочувствовал лучше сценариста (тот же А. Смирнов). Прохладный, влажный, туманный, экзистенциальный, эльфийский. Оператор современен, актуален, вдохновенен.   Так, хватит эпитетов.
Сноб Смирнов в 1974 году снял фильм о любви, об адюльтере, нагло игнорировав производственные темы и борьбу пролетариата.
Сладкая парочка - инженер Саша и врач Илья приезжают в деревню, на озёра, снимают комнату, как новобрачные, в деревянном доме на 7 дней. На самом деле Илья воспользовался отъездом нелюбимой жены и сам дунул из Ленинграда, захватив школьную любовь, любовь всей жизни - Сашу.
Колхозница-хозяйка готовит гостевую комнату с лампочкой Ильича, бревенчатыми стенами и видом из окошка на раскляченый просёлок и ветхие домишки. Главное в интерьере - узкая старинная кровать, на которой недавно умерла старушка-соседка, о чём хозяева докладывают "молодожёнам".


Дни идут в разговорах об отношениях, прошлом, супругах; в рыбалке и походах за спиртным в соседнее село.
Я искала эротичность, за что фильм был бит тогдашними критиками. Конечно, секса в СССР надо поискать: он остался за кадром, но без пощады целомудренным. Кровать, на которой вдвоём можно спать только прижавшись друг к другу, дожди, запирающие парочку вдвоём на целые дни.
Жуткая обнажёнка.

Несколько прямых слов о "постели" (смелейший шаг, зажмурившись, решиться). Всё перечисленное можно занести в плюсы фильму. Как и стилизацию под классицизм.
Единство времени, места, доведённое до абсурда. Пара романтических и пара комических любовников.
Во второй части фильма я забылась и увлеклась до отключения критического уровня сознания:)
В чём повинен вираж сюжета и мужчина с бородой.


Теперь о минусах. Что за текст? Любовные разговоры наивны и неловки. Режьте меня, не верю! Не верю, что двое с высшим образованием лепечут этот вздор, пфф. У Рязанова, Тарковского, Кончаловского - советские люди говорили о чувствах вполне современным языком.
Поэтому, когда слово брала блистательная Гундарева-колхозница - одеяло тут же оказывалось на её половине. Комические любовники переводили фильм в привычный зрителю жанр "про колхозную любовь", своей органичностью усиливая искусственность главной пары.
К главной паре у меня есть пара претензий. К Саше - нет, она блондинка мечты (Наталья Рудная).
Илья (Леонид Кулагин) - типичный пример советского героя-любовника. Асексуал в гриме асексуала. Сашенька, не верю, нельзя к нему пылать страстью. Может быть, Кулагин хороший актёр и возбуждающий, но я не видела. Этот Кулагин пользовался спросом, он часто маячил в совковом кино, везде одинаково апатичный.

Неужели Смирнов не видел? (Сам чертовски сексуальный актёр). Фильм-то начинается ничего себе поцелуями, бюрократы шалели наверное. На поцелуях пыл угас.
Остались щемящие осенние пейзажи, островки говорящего безмолвия и второстепенные герои, которые за короткое время оставили глубокий след. Гундарева и Фатюшин, Максакова и Джигарханян (необыкновенная роль!) сказали о мужском и женском убедительнее Ильи и Саши (Парочка надуманная и маложизнеспособная, к финалу утратившая всякую логику).

Смирнов, в вашем отношении к героям не было любви и нежности, а могли бы выйти "Мужчина и женщина". Временами огонёк разгорался на фоне непривычного, упадочного колхозного пейзажа, какбэ намекая на потенциал, но увы.
Tags: Кино, кино, наше кино
Subscribe

  • У каждого есть своё "Лето сорок второго".

    Нежно-навязчивая мелодия Леграна сезон за сезоном звенит в холодном воздухе ледовых дворцов – субтильные девушки на коньках чертят эфемерные…

  • «Ла Сапиенца».  "Мудрость", как артхаус.

    Именно так я снимала бы кино. Имея мало фантазии и много восхищения, я ищу способ говорить о своей страсти, много раз произнести любимое имя –…

  • Тупик Романа

    Каким хорошим, годным был Роман Полански! И что б ему остановиться на своих чёрно-белых фильмах? Думала я, с завистью наблюдая за перемещениями…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments