f_famar (f_famar) wrote,
f_famar
f_famar

Categories:

О психах и их родителях. "Mommy" Ксавье Долана


Мне стало скучно задолго до того, как я поняла, что фильм не нравится. Ксавье Долан приучил к предвкушению себя, как праздника.
Парню стукнуло 25 - он вырос. Он стал взрослым и забронзовел, превращаясь в памятник. Его новый фильм - явление зрелого мастерства, заслуженно отмеченный Каннским Призом Жюри. Сам Ксавье - член жюри Канн и судит людей много себя старше.
Избавившись от юношеских перегибов, Долан потерял юношескую свежесть - его фильм утратил спонтанность. Что меня подкупало (покупало) в его фильмах - внезапно брызжущий фонтан энергии среди ровного течения фильма. Фонтан идей, ломающий схемы, энергия молодости, которая неизвестно откуда берётся, вместе с радостью молодости, которую никакое несчастье не не задушит. не убьёт.
Что ж, Долан заткнул фонтан (кроме одного эпизодика, о котором позднее).
Мне было стыдно и противно от того, что мне не хотелось смотреть фильм Долана - я ж его обожаю.
Начиналось так. Молодящаяся мама Диана Дюпре вынуждена забрать своего подростка-сына из интерната для проблемным детей. Стив поджёг кафе и его приятель получил тяжёлые ожоги. Если Диана не возьмёт Стива к себе - его отправят в колонию для несовершеннолетних преступников. Диана забирает сына. Отец Стива умер 3 года назад. Диана не закончила школу, не имеет образования, осталась без работы, по характеру - стерва, но за сына - пасть порвёт. Стив имеет характер матери, возведённый в степень. Первые полчаса меня утомили: я поняла, что Стив весь фильм будет издеваться над матерью и каждым, кто приблизится к нему на расстояние звука. А Диана будет терпеть, прикрывать, покрывать его - "сына пальцем не трону".
Я глянула на хронометраж и ужаснулась - более двух часов, я не вынесу! Фильм снят на узкой ленте - кадры смотрятся квадратами инстаграма, чёрные полосы по бокам экрана напрягают с непривычки.
Короче, я перепрыгнула посмотрела последние полчаса. Долану удалось удивить меня настолько, что я "быстрой перемоткой" с частыми остановками всё-же высмотрела его опус.

Теперь снова о психах. Есть одна грань в поведении человека, не знаю, чувствуют ли её простецы, люди без медицинского образования. Врачи должны её улавливать. Когда асоциальное поведение становится психической болезнью. Вдруг видишь поступок человека - и понимаешь: пора лечить. Так и со Стивом. Однажды мальчик придушил маму за подозрение его в воровстве. Я не говорю, что умственно здоровый человек не мог придушить маму - но Ксавье Долан обставил эпизод так, что сомнений не было: Стив психически болен.
Вот тут мой энтузиазм умер, я писала уже - фильмы о психах не выношу - всех лечить. (Дальнейший показ "истории болезни" с сюсюкающими родными, которые воображают, что могут лаской вылечить шизофрению, меня бесит, бесит, бесит. Конец один - психушка или смерть).
Долан превратился в матёрого автора. Его актёры играют на гениальном уровне, оператор абсолютно бесстыж - крупные планы лиц , перекошенных обнажёнными чувствами, которые мы обычно скрываем даже от себя. Его текст звучит внутри кадра, превращаясь в невербальный массив звуков, передающих чувства. Музыка приручена, она больше не вызывает взрывы восторга и неловкости, она вписана в обслуживание замысла, занимает скромное место рядом с текстом ролей.

Стив - актёр Антуан-Оливье Пилон - играет, будто у него за плечами многолетний опыт ролей шекспировской глубины. Стив хочет петь, танцевать и веселиться, он обожает мать, но не терпит малейшего прекословия. Он желает играть в людей, как в кукол, но требует бережного отношения к себе. Красавец блондин - ему сочувствуешь, его жалеешь, им ужасаешься. То, как пустеют, стекленеют его живые голубые глаза - как это вообще можно сыграть? Богатое мимикой лицо вдруг становится грубой маской - и чувство обречённости - Стив не с нами, уже не с нами, всё кончено.
Диана устроила сыну пикник и обманом увезла его в психиатрическую клинику. Стив в смирительной рубашке звонит маме, потом пытается бежать, это финал. Удавшийся или не удавшийся побег ничего не меняет.
Фильм называется "Мамочка", с тем же успехом мог называться "Сынок" - харизматичный молодой блондин притягивает к себе внимание.

Диана поняла, что с сыном неладно не тогда, когда её чуть не задушили, а после его попытки самоубийства. Точнее, перестала себя обманывать. Её слова, сказанные соседке Кайле, что она надеется, - ложь. Диана заставляет себя надеяться, что у Стива может быть нормальная жизнь.
Стерва-Диана позвала соседку на пикник с сыном, воспользовавшись ею вслепую, как прикрытием, чтобы Стив не заподозрил. Парализованная ужасом Кайла наблюдала, как парня вяжут санитары и применяют электрошок.
Всего через несколько минут после того, как они веселились и дурачились.

Кайла дурачится со Стивом, Диана смотрит на них: мы видим поток сознания Дианы. Эпизоды прошлого и будущего перемешаны: горечь прошлого, радости будущего: взрослый Стив поступил в колледж, академическая шапочка, красавица-подружка, ручка младенца в руках Дианы, свадьба Стива, друзья и счастье - это калейдоскоп боли. Боль режет сознание - потому что будущего нет, у Стива нет будущего, Диана представляет то, что хотела для сына. Она прощается с нормальностью, она сдаётся болезни. Стив остаётся её сыном, оболочкой сына, мы видим, как у Дианы умирает душа. Это бесконечно прекрасный эпизод.
Вопрос, стоит ли смотреть два часа ради пяти минут откровения?
Это случается - великий эпизод в среднем фильме. И я до сих пор не знаю, стоит ли он потерянного на фильм времени. Я брюзжу на Долана за его вновь приобретённый академизм. "Средний" фильм - для уровня Долана. Я не хочу сказать, что фильм плох, он - хорош, но - академичен.

Стив в фильме не хочет принимать таблетки - жалуется, что таблетки делают его дурачком. Он прав, психи не любят таблеток - чувствуют, что таблетки убивают их ненормальную индивидуальность (другой-то нет), потеря себя, как плата за допуск в нормальное общество.
Стив, бегущий от санитаров, с криком "свобода!" рифмуется у меня с самим Доланом. Будто он, как Стив, связан и не может больше позволить себе быть безумным режиссёром. Будто отвязный Долан прощается с нами этим фильмом. Грустно.
Я не знаю, чем болен Стив. Может показаться, что я обожаю принудительную терапию - вовсе нет. Я не знаю, что делать. Душевнобольные опасны для - они делают несчастными своих близких на всю жизнь, беспросветно несчастными.
Наверно, лучший выход подсказал милый сумасшедший Филип Дик  в моей любимейшей книжке "Кланы Альфанской луны": отправлять психов на отдельную планету, где нет никого, кроме них. И пусть себе галлюцинируют во все тяжкие.
Tags: Кино, кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments