?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нежно-навязчивая мелодия Леграна сезон за сезоном звенит в холодном воздухе ледовых дворцов – субтильные девушки на коньках чертят эфемерные танцевальные миниатюры. Год за годом я загадываю посмотреть «Лето 42-го», старый культовый американский фильм, совершенно неизвестный у нас. Учитывая советское благоговение перед Леграновскими «Шербурскими Зонтиками» - какой-то нонсенс.


Три мальчика приезжают летом отдыхать на остров: Херми, Оски и Бенджи ( тут же преображаю их в Хермана, Оскара и Бенджамина – мне нравится думать, что это дети евреев из среднего класса, только хорошая еврейская мама держит в доступном месте медицинский справочник)). Длинный Ося рано созрел и озабочен капризами пениса. Херми сдержаннее, а маленький Бенджи интересуется девчонками только за компанию с друзьями. Оски деятельно стремится к потере невинности, таща за собой друзей к девчонкам, переживающим сходное любопытство. Но Херми увлечён взрослой грацией – соседка Дороти на его глазах превращается из новобрачной в молодую вдову солдата.

Милейший фильм о подростковых страданиях под лейтмотив Леграна превращается в классическую драму на ярко освещённой сцене пляжа, но бури чувств скрыты в душах персонажей . Пара главных героев – Херми и Дороти – переживают годы жизненного опыта за несколько летних дней. Дороти потеряла любимого мужчину, не успев дать ему ни достаточно любви, ни ребёнка. Она начинает жизнь заново, не имея времени на залечивание сердечных ран. Повинуясь бессознательному позыву, Дороти уводит к себе влюблённого мальчика и учит его взрослой любви. Это жажда тёплых прикосновений обнажённого тела, которого резко лишила война, её прощальный дар «лету 42-го». Это рождение нового мужчины взамен погибшего. Херми проходит путь от томных вздохов издали до любовного акта, настоящей инициации (свою будущую дочь он назовёт Дороти, не правда ли?).





Комическая пара – Оски и Мириам занимаются весёлым сексом на пляже, они - неловкие дети, скрывающие смущение за нахальством. Мириам зарабатывает аппендицит, а не беременность: Оски выклянчил у друга презервативы. Дороти обошлась без презервативов в своём священнодействии.
Я, как всегда, боялась неловких ситуаций – просто удивительно, как любят режиссёры средней руки смаковать неловкости - но их нет в фильме, ни разу. Любование и поэзия, ностальгия и восхищение – самый добрый юмор в мире.
Да, это фильм нельзя было показывать в СССР. Начиная с названия – лето 42-го! Война, смерть и ужас, три года до победы – вот наше лето-42, не дай б-г люди узнают, что где-то не было войны. Война в фильме присутствует, как тёмная тень у горизонта, как вечная угроза с востока у Толкиена. Всё моё детство меня пичкали фильмами на военную тему, любимые смотрела несколько раз (за неимением лучшего, «в этом городе только одна игра»). Сейчас я сравниваю кино-действительность сороковых у нас и в Америке со смешанными чувствами зависти, горести и стыда.
...Херми в аптеке решается спросить презервативы. «Какой марки?» - огорошил его продавец. Скучая, аптекарь слегка издевается над мальчишкой, раскладывает перед ним упаковки кондомов, и в виде бонуса добавляет мороженое.
(Ору. Представьте, старички, увидеть такое в кино в семидесятые в американском фильме о военном времени).
...Дети увлечённо изучают сексологию по справочнику мамы Бенджи (хорошая еврейская мама хранит мединский справочник в доступном для детей месте)). Мальчики понимают через слово «где это у девочек найти?» - «всё это находится рядом!» - утверждает Оски, авторитет по женской промежности. (Уморительный эпизод). Конспект по анатомии женских органов пишется под копирку – для Оски и Херми, соблазнение разложено по пунктам, намечен план. На свидание они пойдут со шпаргалкой (это вам не итальянская шпана из «Однажды в Америке»).
(Помните, в СССР секса не было, у подростков – с ума сошли? Вам - "Вам и снилось"и прочие электроники. Смутно помню фильм, кажется польский, "Здравствуй, Сусанка, до свидания, Сусанка" - там маленький мальчик при встрече и прощании целовал свою маленькую подружку - "очень странный мальчик" - думала я-маленькая девочка))
Даже в годы Перестройки, Фестиваля Фестивалей, прокатившегося по кинотеатрам и лишившего невинности советских провинциалов, "Лето 42-го" не был показан. Слишком старый и простенький? Жаль.
...Дороти снимает с верёвок чистое элегантное бельё – трусы (пока не "трусики") и бюстгальтер, а я вспоминаю штопанный-перештопанный лифчик из «Еврейского музея» в Одессе. Жуткий экспонат, замурзанная бесформенная тряпка, боль, слёзы, дикое желание мстить людям, укравшим жизнь. Непомерная дистанция не между войной и миром, а между Америкой и Россией 42-го, достоинством и унижением. Чертовски вредный фильм, удостоверяю.



Неброская красота Дженнифер О'Нил (Дороти)

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
konst19791019
Sep. 6th, 2018 01:08 pm (UTC)
Спасибо за напоминание об этой удивительной картине!
Когда в древние времена я читал лекции о кино, постоянно называл этот фильм в ряду именно ВОЕННЫХ. Только сначала - без личных оценок (доверяя зарубежной кинопрессе), а с 1984 года (после просмотра) - основываясь уже на собственных восторгах))))
И многие годы никак не решусь посмотреть сиквел (КЛАСС 44-ГО), чтобы не разрушить то впечатление, что произвела на меня игра подростков в ЛЕТЕ 42-го...
f_famar
Sep. 6th, 2018 05:08 pm (UTC)
Пожалуйста :)
*в ряду именно ВОЕННЫХ*
это трудно увидеть сразу: наверно, я задумалась и соглашусь только после вашего коммента - запах войны незримо тревожит ослепительное лето фильма.
konst19791019
Sep. 6th, 2018 05:41 pm (UTC)
В название фильма, собственно, "вшит" контекст, который сейчас прочитывается не сразу. Но если вспомнить, что год создания ленты - 1971-й... т.е. минула всего четверть века с окончания войны. И даже когда я смотрел картину (в 1984-м), еще были живы и мои родители, и мои бабушки-дедушки (кроме деда, погибшего в 45-м), и вообще куча народу, помнившего войну во всех ее фронтовых или иных подробностях. Потому для меня и не было другого контекста, кроме военного, если произносилось ЛЕТО 42-ГО... Мне кажется, авторы фильма учитывали этот фактор, и совсем не важно, сознательно или без...
Спустя 10 с небольшим лет Кевин Рейнолдс попробовал снять похожую историю - ФАНДАНГО. Только вместо Второй Мировой вывел за кадр вьетнамскую войну. Получилось хорошо, но не настолько, как у Роберта Маллигана.
alex_vinokur
Mar. 9th, 2019 01:12 pm (UTC)
Кофе должен быть крепким и горьким
***
"Кофе должен быть крепким и горьким,
Сладкими - только женщины!".
Болтаем, лёжа в траве на взгорке,
Словно с кем-то повенчаны.

Нас вразумляет знающий ментор,
Правда, быстро заводится.
Самые веские аргументы -
Подросткового возраста.

Что-то несём со знанием дела
Так, что земля качается.
В нынешней жизни таким вот смелым
Стать бы. Не получается.
( 4 comments — Leave a comment )